Как с помощью контент–комплаенса избежать штрафов от Роскомнадзора

В России существует более 30 актов, регулирующих информационную сферу. С каждым годом требования к демонстрации контента ужесточаются, а правоприменительная практика оставляет много вопросов. Какие практические способы снижения рисков можно использовать при работе с информацией, зачем нужна экспертиза контента в компании и что такое контент-комплаенс, – читайте в материале «Сферы».

Контент и регулятор

За 2022 год Роскомназдор составил более 120 протоколов за нарушения в области распространения информации. В «грешники» записали крупнейшие онлайн-кинотеатры и телеканалы. При этом штрафы для нарушителей обычно достигают от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей, а если речь идет о СМИ, суд может и вовсе приостановить деятельность средства массовой информации или инициировать отзыв лицензии.

Как вообще контент появляется на площадках? Как правило, компании его покупают или производят сами/по заказу. В первом случае со всеми правообладателями заключается договор. По словам эксперта в области авторского права и медиа, партнера Lumieres Юлии Сычевой, чтобы уберечь себя от лишних трат, стоит еще на этапе заключения договора запросить у правообладателя информацию о кратком содержании контента и возрастных маркировках. Также правообладатель может предоставить возможность редактирования информации и оказать поддержку при работе с претензиями.

Отдельно стоит упомянуть о взаимодействии с регулятором – Роскомнадзором.

«Когда накапливается какая-то практика, РКН дает разъяснения и публикует их на своем сайте. Ими можно и нужно пользоваться, чтобы ориентироваться в оценке контента с позиции ведомства», – рассказывает Юлия Сычева в рамках вебинара на площадке Legal Academy.

При этом она отмечает, что если разъяснения регулятора как-то отклоняется от действующего закона, рекомендуется отдавать приоритет второму.

Контент – комплаенс

Контент- комплаенс – это проверка контента на соответствие законодательству. Сегодня Роскомнадзор чаще находит нарушения именно в библиотеках сайтов, которые были сформированы еще до ряда законодательных изменений и поправок.

Чтобы избежать рисков, эксперты рекомендуют компаниям следующее:

  • Создать комплаенс-службу
  • Обучить персонал
  • Редактировать и изменять библиотеки контента

Особое внимание комплаенс-службе при мониторинге стоит уделять соответствию контента законам о защите детей, охране здоровья граждан, об иноагентах, а также положениям Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Отдельно стоит обратить внимание на первый пункт, который касается несовершеннолетних. В последнее время, особенно в зарубежном контенте, появляется много ЛГБТ тематики, и чтобы обезопасить себя, фирмам приходится прибегать к использованию контент-комплаенса чаще обычного.

«Если есть разрешение правообладателя на редактирование контента, в фильм обычно вносятся изменения: ретуширование, кроп, удаление нецензурной брани или целой сцены. Также изменения могут вноситься на стадии дубляжа, где можно убрать опасные моменты», –рассказывает старший редактор контент-комплаенс службы, эксперт в области соответствия содержания телевизионных передач и цифрового контента законодательству РФ Игорь Мухин.

В рамках вебинара на площадке Legal Academy эксперт разбирает сюжет серий мультфильма про червячка Педро. В одном из эпизодов персонажи примеряют на себя костюмы различных сказочных героев. По сюжету червячок Педро хочет быть Золушкой. В ходе анализа эксперты пришли к выводу, что данный момент сложно напрямую отнести к пропаганде, поскольку там нет выраженного положительного отношения к кроссдрессингу, подмене гендерных ролей и пр.

«Тем не менее у зрителя может сложиться индивидуальный запрос и, посмотрев эту серию, он, например, напишет обращение в контролирующие органы, после чего будет инициирована проверка. В конечном счете СМИ обяжут объяснить, что в серии происходит и почему она была продемонстрирована. Поэтому возрастной рейтинг должен присваиваться с обоснованием, в соответствии с законодательством», – отмечает Игорь Мухин.

По словам Юлии Сычевой, с просьбой проверить схожий контент в регулятор обращаются чаще всего, так как у общества сложилось понимание, что информация для детей должна быть «стерильной» и нести образовательную функцию. С особой осторожностью стоит относится к юмору и шуткам.

«В моей практике был кейс, когда папа написал запрос в Роскомнадзор по поводу слов подушка-пердушка. В регуляторе ответили, что не нашли во фразе ничего запрещенного, но он не успокаивался и пытался добиться изменения возрастного знака, «дойдя до редакции». Когда его спросили, что его не устраивает, ответил, что это смешно, но не для детей. Это важный маркер сознания общества в этом вопросе», – считает эксперт.

0 0 голоса

Рейтинг
статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии