В большинстве бизнес школ операционный менеджмент является одним из обязательных предметов программы. Однако сама роль такого специалиста, например, в юридической службе является относительно новой. Какие задачи решает Legal operations и как этот функционал развивается в России, разбиралась «Сфера».
Задачи и структура
Legal operations (LO) – функция, которая все чаще встречается и применяется в юридической сфере. По данным Googlе trends, частота запросов с этим словосочетанием в поисковике за последние 12 лет выросла в четыре раза. В аналогичной метрике Яндекса также наблюдается рост, но незначительный. Это говорит о том, что в России тренд находится в начале своего развития, отмечает генеральный директор АО «СИБУР РТ», заместитель директора Института юридического менеджмента ВШЭ Алексей Никифоров в рамках профильного вебинара на площадке Legal Academy.
«За рубежом есть целые площадки, форумы, сообщества профессионалов LO, которые собираются для обсуждений, организовывают конференции, делятся опытом, обсуждают внедрение чат-ботов и прочее. На Западе это сфера задач операционных менеджеров», – подчеркивает спикер.
По словам эксперта, задачи операционного менеджера в компании можно разбить на 12 основных частей:
- Финансовый менеджмент (бизнес-подразделение со своим финансовым измерением, которым можно управлять)
- Управление закупками юридических услуг (грамотное управление юрконсалтингом)
- Управление данными (организует и поддерживает систему сбора, хранения и распределения доступов к информации, создаваемой в компании)
- Управление знаниями (практики, формы документов и др. должны быть доступны для всех сотрудников юркомпании)
- Организационное здоровье (кадровое планирование, тонкая настройка процесса найма юристов и продвижение лучших сотрудников внутри компании)
- Оптимизация процессов (организация работы юристов с минимальными усилиями)
- Управление проектами (внедрение Legal Tech решений, реорганизация структур, корпоративные мероприятия)
- Оптимальная модель оказания услуг (разделение функционала бристов на типы задач по степени сложности)
- Стратегическое планирование (планирование долгосрочной деятельности)
- Legal Tech (разработка Legal Tech Roadmap, подготовка make/buy, работа с рынком ИТ вендоров, взаимодействие с «айтишниками»)
- Корпоративное обучение (обучение юристов)
- Работа с данными (анализ эффективности, оцифровка задач, повышение качества работы)
Структурно Legal operations в компании организовывается по трем типам, отмечает Алексей Никифоров.
«Есть модель, когда руководитель делает все сам. Второй вариант – когда начальник разделяет управление знаниями, Legal Tech и стратегическое планирование между разными юристами. При третьем варианте для решения задач выделяется отдельная структурная единица – либо конкретный человек, либо подразделение», – поясняет эксперт.
Кадры
Для обеспечения работы отдела Legal operations в юридической компании необходимы квалифицированные кадры. Возникает вопрос: где их найти? Существует несколько ресурсов для поиска кандидатов:
- Рынок
- Юристы компании
- Сотрудники смежных функций компании
По словам Алексея Никифорова, среди «типичных» менеджеров Legal operations 70% имеют высшее юридическое образование, 25% – степень MBA, а 60% из них – женщины.
Если сравнивать юристов и непрофильных сотрудников на позицию операционного менеджера, первые обладают большими знаниями в юридических категориях и навыками управления консультантами, но хуже, в отличие от профильных менеджеров, управляют бюджетом, анализируют данные, понимают технологии, управляют изменениями.
«На практике на 20 юристов нужен один менеджер Legal operations. Если у компании 10 юристов, то эффективнее выполнять операционные функции самому или распределять их между сотрудниками», –рассказывает эксперт.
Понять, что компании нужен Legal operations, можно по простым параметрам:
- Спорадический выбор внешних юристов
- Задачи распределяются через Outlook
- Нет контроля за юридическими расходами
- Отсутствует описание бизнес-процессов
- Все материалы юристов хранятся на локальных дисках
Рейтинг
статьи