Союз потребителей России выступил с инициативой стандартизировать работу юристов – ввести новые ГОСТы, которые будут регламентировать их деятельность. Как полагают общественники, некоторые специалисты злоупотребляют доверием граждан: люди по советам «экспертов» вступают в затяжные и дорогостоящие судебные тяжбы (порой бесперспективные). Поможет ли инициатива снизить количество жалоб на таких юристов, какие у нее плюсы и минусы, разбиралась «Сфера».
Вам жалоба
За 2022 год в Роспотребнадзор поступило 8 тысяч заявлений о ненадлежащем оказании юридических услуг, пишут «Известия». И с каждым годом количество обращений только растет. В основном люди жалуются на навязывание допуслуг за деньги. Некоторые граждане отмечали, что специалисты вводили их в заблуждение в части перспектив дела.
Кроме того, в стране появилось большое количество юристов частной практики и самозанятых. Взаимодействие с ними, уверяют общественники, не регулируется действующим стандартом.
За и против
Как считает адвокат и партнер юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Вероника Сальникова, в первую очередь необходимо заняться просвещением населения, а уже потом говорить о стандартизации. Человек должен понимать, кто может оказывать профессиональную правовую помощь и где можно получить консультацию, в том числе бесплатную. Сейчас, например, в РФ свою деятельность осуществляет Ассоциация юристов. Ее сотрудники устраивают дни безвозмездной правовой помощи во всех регионах.
С коллегой согласна управляющий партнер юридической компании ЮКО Юлия Иванова. Она отмечает, что в работе юристов много нестандартных ситуаций, и у каждого дела своя специфика. Невозможно, например, загнать под единый стандарт оказание юридических услуг в области земельных и градостроительных отношений, банкротства и защиты прав военнослужащих. Унификация скорей всего приведет к созданию нескольких регламентов, для формирования которых придется привлечь представителей соответствующего отраслевого сообщества.
«Инициатива предусматривает создание руководства по оказанию правовой помощи потребителям. Однако я считаю, что государственное вмешательство в детали профессиональной деятельности может иметь негативные последствия», – добавляет специалист по земельным отношениям, кадастровой оценке и оптимизации имущественных налогов Дмитрий Желнин.
По мнению спикера, важно сохранять баланс и работать в связке с юридическим сообществом, прислушиваться к экспертам в области права, узнавать их реальные потребности, разбирать практику и ее соответствие нормам.
«Если государство «пережмет» в урегулировании, то юристы могут потерять профессиональную автономию и творческий подход к решению юридических задач», – добавляет Дмитрий Желнин.
А вот ведущий юрист (консалтинг) Катерина Коробкова видит целесообразность в обновлении стандартов и создании ГОСТа.
«Сложность урегулирования оказания юридических услуг обусловлена многообразием областей права и спецификой оказания таких услуг: юридические услуги могут оказываться физическим лицам (гражданам), могут оказываться бизнесу», – отмечает спикер.
Генеральный директор Legal House Ольга Звагольская считает, что такие стандарты будут полезны для крупных организаций, в том числе с государственным участием, которым необходимы критерии для оценки квалификации и эффективности работы собственных юридических служб.
Резюмируя, можно сказать, что большая часть экспертов относится к идее скептически.
К положительным аспектам они относят:
- прозрачность
- рост доверия со стороны клиента
- упрощение процесса выбора специалиста
- разграничение форм оказания юридической помощи и нормативное определение содержания каждой из них
- фиксация действий эксперта
- объективная оценка работы юриста
К отрицательным:
- потенциальное ограничение творческого и индивидуализированного подхода
- бюрократизация
- негибкость в применении права к уникальным случаям
- стандарт охватывает только одну область юридической помощи – исключительно спорные конфликтные ситуации, связанные с возможным реальным нарушением прав и интересов заказчика
- изменение стоимости услуг
А что сейчас?
В настоящее время в России действует ГОСТ Р 56877-2016 – национальный стандарт, который содержит общие сведения по оказанию правовой помощи потребителям. Его разработали эксперты Общероссийского союза общественных объединений «Союз потребителей РФ» несколько лет назад. Там есть информация об возможностях оказании квалифицированной консультации, доступных способах восстановления прав, а также имеется документация, которая обосновывает требования потребителя в соответствии с действующим законодательством. В ГОСТе также присутствуют разъяснения о наличии или отсутствии оснований для обращения за судебной защитой.
Другим ориентиром является «Кодекс профессиональной этики», принятый I Всероссийским съездом адвокатов в 2003 году. Однако он распространяется только на тех, кто имеет соответствующий статус. Как полагает юрист в области гражданского, налогового права, арбитражного процесса Наталья Тарасова, аналогичный документ нужно создать для всех практикующих юристов: сформировать рабочую группу, которая произведет анализ действующего законодательства, организовать обсуждение с заинтересованными сторонами с целью выработки понимания тех аспектов, которые должны содержаться в Кодексе.
«Следует уделить внимание нюансам профессиональной деятельности юристов различных специализаций, рассмотреть вопросы конфиденциальности, честности, поведения. Особое внимание уделить проработке вопросов, посвященных разрешению конфликтов интересов, урегулированию спорных ситуаций, недопустимости аморального поведения в обществе и применения неправомерных методов конкуренции», – рассказывает она,
Юристы, следующие такому Кодексу, будут стремиться к более высоким стандартам и принятию ответственности за свои действия. Это, в свою очередь, поспособствует укреплению доверия общества к ним и повысит качество оказываемых услуг, а также уровень контроля за недобросовестными специалистами, резюмировала Наталья Тарасова.
Рейтинг
статьи