Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении основателя Telegram-канала «Мой Нижний Новгород». Менее чем за месяц надзорный орган насчитал в канале 16 публикаций без соответствующей пометки. Это первое дело об отсутствии маркировки рекламы в Telegram после вступления в силу 1 сентября штрафов за подобные нарушения. Эксперты считают, что дело может стать прецедентом, который заложит основу будущей судебной практики.
Нижегородское УФАС возбудило дело о нарушении закона «О рекламе» в отношении Ильи Ленковца — основателя Telegram-канала «Мой Нижний Новгород» (89 тыс. подписчиков на момент написания материала).
Причиной послужила жалоба физлица Ф., сообщившего о наличии в канале публикаций с отсутствием маркировки. Таких постов за период с 2 по 12 сентября специалисты ФАС насчитали 16. За нарушения Линковцу может грозить штраф в 1,6 млн рублей.
Юрист, к.ю.н, доцент МГЮА Марина Милованова считает, что это дело может заложить основу будущей судебной практики. При этом эксперт уточнят, что судебная практика не формируется первым же решением суда.
«Правовая позиция должна иметь свое развитие в ряде разъяснений Пленума ВС РФ и правовых позициях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как для юриста, так и для надзорных органов судебная практика служит основанием принятия законного и обоснованного решения», — отмечает Милованова.
Согласно исследованию Ассоциации блогеров и агентств (АБА), 53% рекламных постов в Telegram не маркируется, 54% имеющихся маркировок оформлены неверно, а процент корректно промаркированной рекламы составляет всего 21 от 100%. Выборка по исследованию строилась на анализе топ-70 каналов в 7 категориях (Блоги, Мода и красота, Бизнес и стартапы, Технологии, Маркетинг, Юмор, Экономика). Период анализа — последние три месяца перед вступлением в силу закона о штрафах за отсутствие или нарушения маркировки рекламы в интернете (с 1 июня по 15 августа 2023 года).
Обновленный закон ФЗ-38 «О рекламе», обязывающий маркировать каждый рекламный материал, указывая сведения о рекламодателе и индивидуальный идентификатор (токен), начал действовать в сентябре 2022 года. Токен или вшитая плашка помогают регулятору отслеживать распространение рекламы — от данных заказчика и информации об исполнителе до потраченных бюджетов на кампанию.
Вся реклама сначала попадает в Единый реестр интернет-рекламы, но отправлять ее нужно не напрямую, а через посредников — ОРД (операторов рекламных данных).
Роскомнадзор утвердил ОРД: «Лаборатория разработки» (Сбер); «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс); «ВК Рекламные Технологии» (VK); «ОЗОН ОРД» (Озон); «МедиаСкаут» (МТС); «Первый ОРД» (Вымпелком); «ОРД-А» (Амбердата).
За распространение рекламы без маркировки гражданам грозит штраф в размере от 30 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — от 100 000 до 200 000 рублей, юридическим лицам — от 200 000 до 500 000 рублей.
«Не важно, где реклама размещается, признаки, которые отличают рекламу от информации определены ФЗ о рекламе. В соответствии с действующей нормой реклама — это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке», — отмечает доцент, к.ю.н., генеральный директор ООО «Мариокс центр» Оксана Васильева.
Эксперт уточняет, что на сегодняшний день требования маркировки рекламы обязательны для всех участников рекламной деятельности не зависимо от способа распространения объявлений и креативов.
Рейтинг
статьи