1 сентября вступил в силу закон “О такси”, который позволил самозанятым работать в сфере таксомоторных перевозок. При этом у граждан с судимостью и неоплаченными штрафами возможности выйти на смену больше не будет. “Сфера” поинтересовалась у экспертов, как в ближайшем будущем может измениться рынок таксомоторных перевозок и чего ждать потребителям услуг.
Новый закон коснулся почти 2 млн человек — столько людей, по предварительным оценкам, заняты в сфере таксомоторных перевозок. Необходимость реформы обсуждалась около десяти лет.
Документ, вступивший в силу, можно назвать “базовым”. Он устанавливает общие правила, и власти отдельных регионов при необходимости смогут их конкретизировать. Главное требование для всех без исключения — наличие лицензии. С 1 сентября получить документ можно через местные органы власти. Таксопаркам необходимо оформлять лицензию на всех своих занятых водителей и автомобили, индивидуальным предпринимателям — лично для себя. Кроме того, обратиться за документом теперь смогут самозанятые.
А что в регионах?
“На “частниках”, уже имеющих разрешение, изменения практически никак не отразятся. Более того, эта категория лиц получит больше всех преимуществ, так как с оттоком неподходящих под критерии шоферов стоимость услуг оставшихся перевозчиков может значительно вырасти. Особенно это будет заметно в регионах”, — считает генеральный директор Qugo Игорь Знак.
Если в Москве и области разрешения уже давно являются обязательными для получения заказов у агрегаторов, то в ряде субъектов РФ к отсутствию лицензии, по всей видимости, относились более лояльно, отмечает Знак.
Закон “О такси” вводит и новое определение “региональный реестр”. Теперь все разрешительные документы будут храниться в базах, созданных в каждом субъекте. Их поделят на три типа:
- реестр перевозчиков (данные водителей);
- реестр такси (данные о транспортных средствах и их владельцах);
- реестр служб заказа такси (адреса агрегатов и диспетчерских служб).
Внешний вид машин закон тоже затронул. Обязательными для всех водителей должны стать “шашечки” и опознавательный оранжевый фонарь на крыше. Дополнительно региональные власти смогут установить единый для всех стиль. Например, в Петербурге планируют обязать перевозчиков ездить только на белых автомобилях с желтой светоотражающей полосой, на которую можно нанести логотип.
ОСАГО
В салоне отныне должна быть размещена информация о перевозчике, данные водителя и абонентский номер для приема жалоб и предложений. Кроме того, больше нельзя работать в такси без страхования ответственности за причинение вреда здоровью и жизни пассажира.
“Необходимо будет дополнительно технически оснастить автомобиль. Плюс самозанятые обязаны иметь полис ОСАГО по тарифу для перевозчиков, который значительно дороже обычного полиса. Вполне возможно, что из-за нововведений услуги такси сильно подорожают”, — полагает доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор ООО “Мариокс центр” Оксана Васильева.
С ней согласна эксперт по безопасности на транспорте и цифровой медицине, генеральный директор MedMap Юлия Манн. По ее словам, на повышение тарифов также повлияют подорожание топлива и дефицит новых автомобилей, сложившийся из-за внешнеэкономической ситуации.
Как отмечает генеральный директор компании “Мой Автопрокат” Дмитрий Матвеев, цена на ОСАГО (пассажирские перевозки) высокая — варьируется от 40 до 150 тысяч рублей в зависимости от региона. Нередко эта сумма даже превышает среднемесячный доход водителя. При этом все больше страховых отказываются выдавать полисы шоферам под разными предлогами. Истинная же причина, уверен Матвеев, в том, что такси — это аварийный, достаточно опасный транспорт и для пассажиров, и для участников дорожного движения. Получается, что таксист для страховых компаний не очень “выгодный” клиент.
“Если ситуация с этим видом страхования не улучшится, отрасль может потерять до тридцати процентов водителей”, — добавляет Юлия Манн.
Не судимы
В марте текущего года была принята поправка к Трудовому кодексу, которая запрещает перевозить граждан лицам, которые были судимы по особо тяжким преступлениям.
Теперь требований больше:
- отсутствие медицинских противопоказаний к вождению;
- есть разрешение на перевозки (для ИП и самозанятых) или трудовой договор с официальным перевозчиком.
- наличие ОСАГО по тарифу для перевозчиков.
Перевозить пассажиров не смогут те, кто был повторно лишен прав в течение года с момента истечения предыдущего аналогичного наказания; имеет больше трех неоплаченных штрафов за нарушения ПДД; не прошел аттестацию на знание местоположения основных объектов в регионе.
“Для пользователей поездка явно станет безопаснее. Так, по статистике страховых компаний, число ДТП, где виноват таксист, в 7 раз выше, чем у других категорий водителей. Новый закон пассажиров защитит и позволит им в случае аварии рассчитывать на компенсацию”, — отметил Дмитрий Матвеев.
Ответственность агрегаторов
Нередко во время поездок на такси происходят неприятные ситуации: водитель грубит, резко отменяет заказ, лихачит на дороге или становится виновником ДТП. Агрегатор в этих случаях всегда занимал нейтральную позицию, отмечая, что он лишь посредник и не несет ответственности за возможные проблемы.
Теперь платформы получили официальный статус служб заказа такси. Их включат в региональные реестры, а это значит, что они будут нести определенную ответственность:
- солидарная ответственность (если служба передала заказ перевозчику, у которого нет разрешения или оно аннулировано);
- субсидиарная ответственность вместе с перевозчиком (если в аварии кто-то пострадает, а суммы компенсации по ОСАГО или ОСГОП не хватит);
- полная ответственность перед пассажирами (на случай ошибок исключительно агрегатора).
Рейтинг
статьи