Закон, вступивший в силу в июне 2023 года, расширяет возможности общественных организаций в плане контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. «Сфера» разбиралась в подробностях.
Кто такие ОНК и чем они занимаются
Основная роль по контролю в местах лишения свободы возложена на Общественные наблюдательные комиссии (ОНК). Они действуют на основе Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Члены ОНК могут свободно посещать изоляторы временного содержания, специальные приемники, дежурные части отделов полиции, СИЗО и исправительные колонии, гауптвахты, специальные медицинские учреждения, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Но в работе ОНК есть важная особенность. Это свобода в посещении учреждений. Согласование мероприятия носит уведомительный характер. Иными словами, начальника территориального органа предупреждают о посещении либо за день, либо непосредственно перед визитом. Более того, члены ОНК вправе вести видеозапись происходящего.
Работа Общественных наблюдательных комиссий регулируется также Кодексом этики. Например, запрещается разглашение без согласия лиц, находящихся в местах принудительного содержания, информации, полученной в ходе проверки. В кодексе также прописано, что члены ОНК не имеют права проявлять грубость, высокомерие, пренебрежительный тон или предвзятые замечания к людям, с которыми контактируют в качестве наблюдателей.
Что изменится?
Предполагается, что закон повысит эффективность общественного контроля, отмечала ранее Председатель профильного Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева.
Будет действовать новая схема отбора членов ОНК, расширяется список структур, которые могут направлять своих представителей в ОНК. Также закон корректирует финансирование: теперь региональные общественные палаты должны взять на себя часть расходов ОНК.
«Во первых, мы определяем, кто им (ОНК) будет помогать финансово. Это региональные общественные палаты. И во вторых, изменяем ряд процедур. Расширяем круг общественных организаций, которые могут направлять своих членов в состав ОНК», — сказала она.
Сейчас покрывать расходы ОНК должны те организации, которые делегировали своих представителей в наблюдатели.
Меняется и требование к некоммерческим организациям, выдвигающим кандидатов в состав ОНК. Теперь срок осуществления правозащитной деятельности какой-либо некоммерческой организацией сокращается с пяти до трех лет. Вводятся и положения о независимости ОНК от органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, международных и иностранных организаций.
Также увеличивается с 90 до 120 дней срок выдвижения кандидатов в состав ОНК для повышения качества рассмотрения представленных материалов.
Кто может быть членом ОНК?
Членом ОНК может быть гражданин России, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, достигший возраста 25 лет и имеющий опыт работы в области защиты прав граждан. Члены ОНК осуществляют свою деятельность на общественных началах.
Членом ОНК не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость, или близких родственников, отбывающих наказание в местах лишения свободы, либо признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.
Членами ОНК не могут быть адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, лица, замещающие государственные должности, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления.
При этом член Совета при президенте РФ по правам человека Ева Меркачева считает, что выборы членов ОНК сейчас довольно непрозрачный и закрытый процесс.
«Например, информация о кандидатах в депутаты есть в открытом доступе, существуют дебаты, об этих людях все можно узнать. Про кандидатов же в члены ОНК ты не знаешь ничего. Даже когда их уже выбрали, ты остаешься в полном неведении, есть только фамилия и инициалы. Когда нам дали список людей, которые прошли в ОНК, мы вообще не понимали кто они — неизвестны ни возраст, ни профессия, ни опыт работы в правозащитной деятельности, которого, как выяснилось, нет у большинства из них», — рассказала Меркачева.
Обучение в воспитательных колониях
18 июня 2023 года в силу вступает закон об обучении в воспитательных колониях. Он сохранит за ФСИН функции и полномочия учредителя школ при воспитательных колониях.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в России при воспитательных колониях функционируют 18 учебных организаций. В прошлом году в них обучались более 800 человек. Заключенные могут получить там исключительно общее образование.
Сейчас в школах преподают работники ФСИН России. «Педагогами школ накоплен большой опыт собственных методик и педагогических наработок по взаимодействию с девиантными подростками. В своей деятельности они активно используют современные образовательные технологии», — говорится в документе.
Именно поэтому законотворцы решили, что наиболее целесообразным будет сохранить школы в структуре УИС (образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы), предусмотрев внесение изменений в статью 80 Федерального закона No 273-ФЭ. При этом, в законе предусмотрена возможность по привлечению в школы, в том числе на договорной основе, педагогов общеобразовательных организаций, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Соблюдение прав человека
В соответствии со статьей 21 Конституции России достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Одна из ключевых проблем — это нарушение прав человека определенных уязвимых групп. Заключенные или пациенты, относящиеся к таким группам, как женщины, дети, мигранты или лица с инвалидностью, подвергаются особым рискам и дискриминации. Недостаточные условия содержания, отсутствие адаптированных медицинских и социальных услуг, а также повышенная вероятность столкновений с насилием создают особые вызовы для этих групп и требуют дополнительных гарантий и защиты их прав.
Например, многие правозащитники отмечают нарушения трудового режима в женских колониях. По словам адвоката и правозащитника Константина Ерохина, трудовые нормы для женщин зачастую неподъемны.
«Женщины сидят, чтобы скорее выйти, они привязаны к детям, своим семьям, к внешнему миру. Плюс они более покорны. Мужчин всегда ломают, заставляют что-то делать, регулярно бунты происходят. Женщины мягче, да и начальник тюрьмы обычно мужчина. К тому же у них там выстраивается жесткая иерархия, их удобнее эксплуатировать», — рассказал адвокат в беседе со «Сферой».
Статья 10 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года устанавливает, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущее человеческой личности. И возможно, усиление внимания общественников и законодателей станет еще одним шагом к системе, в основе которой не наказание преступника, а его исправление.
Рейтинг
статьи